Нападающий «Милана» Альваро Мората отреагировал на слова мэра города Корбетты, находящегося рядом с Миланом, ранее заявившего, что испанский футболист поселится именно в этом месте.
Бразильский голкипер «Ливерпуля» Алисон Бекер высказался по итогам матча 2-го тура общего этапа Лиги чемпионов с итальянской «Болоньей» (2:0).
Реклама
Раскат грома
#21667320.05.2019 13:51:27
Как Джиджи Рива стал одним из главных голеадоров Италии.
"Я всегда жалел только об одном: что не могу поделиться своим успехом с моими родителями. Если бы кто-то мог мне помочь с этим, я бы сказал ему: "верни их к жизни и забери все, чего я достиг". В свое время я страдал от депрессии на протяжении полутора лет, но сейчас это стало просто плохим воспоминанием".
Джиджи Рива, один из величайших игроков в истории итальянского футбола, всю жизнь был верен одному клубу: "Кальяри", из одноименного города на юге Сардинии. За него предлагали невероятные суммы, других игроков, роскошные бонусы, "Ювентус" был готов отдать за нападающего 9 футболистов, а "Интер" хотел сделать его самым дорогим игроком Италии – но "Раскат грома", как назвал его журналист Джанни Брера, был глух к подобным предложениям. Он хотел достойно выступить за сборную, привести свой клуб к чемпионству и завершить в нем карьеру, а еще он мечтал показать родителям, кем он стал и чего достиг за годы, проведенные в футболе. Последнее не оказалось бы под силу никому из смертных, но первых три пункта Луиджи Рива выполнил на отлично.
***
Лаго-Маджоре – тихое красивое озеро на самом севере Италии, часть которого относится к Швейцарии. Именно в этом пасторальном месте в 1944 году родился Джиджи. Его отец, Уго Рива, прошел непростой путь, поработав парикмахером, портным и устроившись, в конце концов, на металлопрокатный завод, мать Эдис была домохозяйкой. Когда мальчику исполнилось 8, Уго погиб во время трагического случая на производстве: от станка оторвалась одна из деталей и врезалась мужчине в живот. После смерти мужа Эдис устроилась на работу, став горничной, а Луиджи отправился в строгую религиозную школу, начав подрабатывать механиком на заводе по производству промышленных лифтов уже через четыре года. Мальчик рано повзрослел и научился принимать самостоятельные решения задолго до того, как это обычно делают подростки. Одним из таких решений стал футбол, в который Джиджи окунулся с головой после смерти матери.
"Футбол спас меня. Мой дядя сказал мне, что я должен найти настоящую работу, но настоящим для меня был именно футбол".
В сочетании с работой механика Рива начал играть в любительском клубе "Лавено Мобельо", забив 60 голов за два сезона. В 1962-м Луиджи оказался в молодежном составе местного клуба "Леньяно", игравшего в серии С, но уже через пару месяцев дебютировал за первую команду. В сезоне-1962/63 Рива забил 6 голов в 22 играх чемпионата, после чего на юношу обратили внимание скауты нескольких итальянских клубов. Но нападающий по-прежнему был опустошен после смерти матери, переживая свое горе вместе со старшей сестрой Фаустой. В конце концов, она и убедила нападающего рассмотреть предложение "Кальяри", который готовы был заплатить за футболиста 37 миллионов лир (300.000 долларов в наше время – приемлемая цена за 19-летнего нападающего из Серии С). Рива полетел на Сардинию, чтобы посмотреть, подходит ли ему это место.
"Через иллюминатор самолета это было похоже на путешествие в Африку. У меня не было семьи, но в Кальяри я встретил рыбака Мартино, который приглашал меня на ужины и мясника Пасторе, который оставлял мне лучшие куски. Когда мы играли в Милане или Турине, туда съезжались 5-6 тысяч сардинцев, живущих в Германии, Швейцарии, Франции. Мы все были одной сильной, сплоченной семьей, которая представляла наш прекрасный остров, и это было прекрасно."
Кальяри стал для Джиджи вторым домом. Поднявшись на один дивизион, из "Леньяно" в Серии С до "Кальяри" в Серии Б, молодой нападающий забил за сезон 8 мячей и помог своей команде впервые за ее 40-летнюю историю подняться в высший эшелон итальянского футбола. Рива только начинал свой путь в Серии А – отличный вызов для 20-летнего форварда, но отдаленные раскаты грома уже погромыхивали где-то вдалеке, предвещая сильнейшую бурю.
***
1964 год. "Битлз" занимают пять первых мест в чарте 40 лучших песен Billboard, Элизабет Тейлор вышла замуж за Ричарда Бертона, а Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира. На побережье Средиземного моря Луиджи Рива привыкал к своей новой жизни. Дебютный матч форварда против "Ромы" получился не слишком удачным: "Кальяри" проиграл 1:2, а первый гол Ривы в Серии А в матче против "Сампдории" рефери отменил через 60 секунд. Это начало через преодоление было показательным для жизненного и карьерного пути Джиджи, который всю жизнь боролся: с бедностью, депрессией, травмами. Но он оставался сильным и отказывался сдаваться на протяжении всей своей карьеры, превратившись в настоящего героя, которого обожали на Сардинии тогда, и по-прежнему обожают в наши дни. В сезоне-1964/65 "Кальяри" занял шестое место – совсем неплохо для новичка чемпионата, и Рива был важной частью этого успеха.
Его нацеленность на ворота и желание забивать никогда не истощались, даже в последние годы, когда он мучился от травм. А самом начале своей жизни в Кальяри, будучи без водительских прав, Джиджи регулярно зацеплялся за трамвай сзади, хоть и мог позволить себе билет: сказывались тяжелое детство и страх потратить любую копейку. Вскоре он уже ездил вокруг стадиона на "Фиат 600" с инструктором, который сказал ему как-то: "Если ты забьешь здесь в это воскресенье, я дам тебе права". В матче с "Вероной" Рива оформил дубль, получив вожделенный документ и вскоре обзаведясь своей машиной.
"Россоблу" после трех сезонов, когда они финишировали в середине турнирной таблицы, стали командой, всерьез претендующей на чемпионство. К Джиджи присоединился Роберто Бонинсенья, известный главным образом по его годам в "Интере" и истории с банкой "Кока-Колы", прилетевшей ему в голову с трибун во время матча Кубка чемпионов. Ходили слухи (никогда, впрочем, не подтверждавшиеся), что форварды относились друг к другу крайне враждебно, не показывая этого на публике. Наоборот, Рива говорил, что дружит с "Бонимбой" и крепость их дружбы проверяется на прочность лишь когда Роберто садится за руль, поскольку водит тот отвратительно. Бонинсенья в свою очередь доверительно сообщал прессе, что, когда за рулем Луиджи, он входит в повороты на двух колесах, из-за чего самому Роберто пришлось оформить дополнительную страховку от несчастных случаев. Скрывалась за этим вышучиванием взаимная неприязнь или оно было по-настоящему дружеским – мы не узнаем. Но что касается несчастных случаев – в карьере Джиджи Ривы их было достаточно. Первое серьезное повреждение он получил в матче против Португалии, и эта травма вывела его из строя на полгода. Это было лишь начало целой цепочки подобных болезненных испытаний, однако такая мелочь не могла заставить форварда играть осторожнее или не в полную силу: перед его глазами постоянно маячило Скудетто. В сезоне-1968/69 "Кальяри" стал вторым и в чемпионате, после "Фиорентины", и в Кубке страны, проиграв в финале "Роме". Гром уже гремел во всю силу.
***
В 1969-м Бонисенья был продан "Интеру", который называл "любимым клубом", но Джиджи, несмотря на крайне выгодное предложения, уходить не собирался. "Ювентус" не оставлял попыток заманить игрока к себе – Джампьеро Бониперти неоднократно рассказывал, как ездил на встречи с Ривой, когда тот играл в северной Италии, звонил ему в отели и домой, когда не мог поговорить лично, но тот неизменно отвечал отказом. Когда Роберто упаковал чемоданы и отбыл, чтобы начать свою историю в черно-синем цвете, Джиджи Рива подошел к кульминации своей собственной. Благодаря выгодной сделке с "Интером", "Кальяри" подписал защитника Чезаре Поли и форвардов Анджело Доменгини и Серджо Гори. Под руководством Манлио Скопиньо "россоблу" наконец-то были готовы покорить свой Эверест – или Альпы, если хотите.
К началу сезона-1969/70 Рива уже дважды становился лучшим бомбардиром чемпионата Италии, хоть индивидуальные титулы никогда не волновали нападающего. Большая часть его жизни прошла в относительном одиночестве, несмотря на то, что Джиджи любили его товарищи по команде и уважал тренер, но с ними футболист не мог в полной мере разделить радость своих побед. В течение большей части сезона "Кальяри" соперничал за титул с "Ювентусом", упрочив свое лидерство в очной встрече 15 марта 1970-го, когда Рива забил два мяча, а его команда сделала камбэк, вырвав у туринцев ничью 2:2 на последних минутах матча. В апреле "россоблу" по-прежнему были на первом месте, опережая "Юве" на три очка. Чтобы досрочно стать чемпионами, команде Скопинью было необходимо выиграть домашний матч против "Бари", а туринцы должны были потерпеть поражение от "Лацио" на выезде. В кампании, в которой "Кальяри" потерпел всего два поражения и пропустил ничтожные 11 мячей, а Рива забил ровно половину голов своей команды, судьба Скудетто решалась 12 апреля 1970 года.
Стадион "Амсикора" был переполнен, а Джиджи был переполнен эмоциями.
"Когда в 11 утра я увидел забитые до отказа трибуны, я вновь убедился, что футбол для сардинцев – это все, а значит мы не можем их подвести".
Рива открыл счет, выполнив великолепный удар головой после навеса в штрафную "Бари", а Гори стал автором второго гола "Кальяри", выигравшего со счетом 2:0. "Ювентус" с тем же счетом проиграл в Риме, и "россоблу" впервые в своей истории стали чемпионами Италии. Впервые клуб из города, располагавшегося южнее итальянской столицы завоевал Скудетто. "Бандиты" и "пастухи" с Сардинии стали главной силой кальчо, сотворив историю. На следующий день местная газета "L'unione Sarda" продала рекордные 125 тысяч экземпляров, дважды допечатывая тираж. Журналист Джанни Филиппини говорил об этой победе:
"Кальяри" прошел весь путь от низов до вершин, чтобы стать лучшими в стране. Но для сардинцев сила, движущая ими – это их безграничный энтузиазм, побеждающий любой спорт".
Джиджи Рива в третий раз стал лучшим бомбардиром чемпионата, наколотив в традиционно немного забивающей Италии 21 мяч в течение сезона. Нападающий из маленького провинциального клуба, чемпион Европы 1968 года, неожиданно стал одним из лучших форвардов мира, став вторым в голосовании за Золотой мяч в 1969-м, пропустив вперед лишь своего соотечественника Джанни Риверу, и третьим в 1970-м, за Гердом Мюллером и Бобби Муром.
Нападающий "Кальяри" был мощным, скоростным форвардом с невероятной способностью забивать "акробатические" голы: в его репертуаре были мячи "ножницами", "бисиклетой", он умел и любил забивать с лету и великолепно играл головой. Изначальной его позицией был левый фланг, где Джиджи выступал в качестве вингера, но он все чаще смещался в центр поля, перейдя, в итоге, на позицию форварда. Его сильные и точные удары левой ногой и заставили Джанни Бреру вспомнить о раскатах грома, хотя иногда Рива забивал и правой. Несмотря на атлетическое сложение, его дриблинг и техника нередко оставляли в дураках по 2-3 игрока обороны противника, а быстрые спринты и мгновенные подключения к атакам делали его смертельным оружием своей команды. Он был признанным исполнителем пенальти и штрафных ударов (нет, я все еще пишу о Джиджи Риве, а не о Криштиану Роналду!), а его трудолюбие и выносливость помогали восстанавливаться после тяжелейших травм, каждая из которых могла преждевременно завершить карьеру любого футболиста.
***
20 октября 1973-го Луиджи Рива забил 35-й гол за сборную Италии, что до сих пор делает его лучшим бомбардиром итальянской национальной команды, хотя сам он признается, что мечтает увидеть, как побьют его рекорд. Кроме того, нападающий по-прежнему является лучшим голеадором "адзурри" в квалификационных стадиях чемпионатов мира с 14 мячами. На ЧМ-1970, во многом благодаря игре Ривы, Риверы и Сандро Маццолы, сборная Италии дошла до финала, где, истощенная после "Игры века", потерпела поражение от Бразилии.
Но именно в матче за сборную Рива получил очередную травму, которая подтолкнула его к завершению карьеры: австриец Рональд Хоф сломал нападающему ногу.
Джиджи Рива завершил карьеру в 1976-м, когда ему было всего 32 года.
"Я больше не хожу на стадион, это слишком сильное волнение и слишком много эмоций для меня. Даже когда я пропускал игру из-за дисквалификации или травмы, я не мог сидеть на трибунах. Теперь я просто узнаю счет игры, а на следующий день смотрю ее в записи".
5 января 2005 года "Кальяри" навсегда закрепил 11-й номер за Джиджи Ривой, лучшим игроком в истории клуба, который в 374 играх забил 207 голов, навсегда вписав свое имя в историю футбола, которым так восхищаются на острове Сардиния, где в 60-е и 70-е годы даже в ясную погоду были отчетливо слышны раскаты грома.