Футболисты «Ромы» не приняли решение руководства об увольнении итальянского специалиста Даниэле Де Росси с поста главного тренера команды, о чём было официально объявлено 18 сентября.
Главный тренер итальянского клуба «Ювентус» Тьяго Мотта оценил игру нападающего Душана Влаховича.
Реклама
Единственная причина
#19353328.09.2017 16:39:55
Неаполь. Ah, che bell’a città. «Какой прекрасный город», – наверняка бы воскликнул Фабрицо Де Андре. Именно здесь придумали известную на весь мир пиццу «Маргарита». На улицах именно этого города один нищий принц прославился под именем Тото. Совсем недалеко отсюда – под Сорренто – Лучо Далла сочинил пронзительную песню, слушая которую, особенно в исполнении Паваротти, ком подступает к горлу.
Именно тут 3 июля 1990 года сложила голову величайшая итальянская сборная, а в свое время покровитель города Святой Януарий мановением руки прекратил извержение Везувия. Андреа Карневале же вообще совершил невозможное – оставил без титула «гоббов», почуявших запах крови. Ведь это его голы в ворота «Комо» и «Фиорентины» принесли «Наполи» долгожданное чемпионство. И несколько дней весь город кружился в кокаиновом танце, напоминая Республику Фиуме в первые дни правления Габриеле д’Аннунцио.
А через три года нынешний тренер «Беневенто» Марко Барони забил мяч «Лацио», и «адзурри» вновь взяли скудетто. Надеюсь, не последний.
И хотя в футболе справедливости нет, что стало понятно после промаха Альдо Серены на ЧМ-1990, любая работа рано или поздно будет оценена по достоинству. Маурицио Сарри не посчастливилось тренировать большой клуб в эпоху позднего Возрождения. Ему досталось время, когда варвары, перебив швейцарскую гвардию, осадили замок Святого Ангела. Все что можно уже разрушено и разграблено, и развалины былого величия не интересуют мародеров-агентов. Кальчо мертв, в Карраре больше нет мрамора, бароны продались, в Коверчано вот-вот отрекутся от Троицы в линии обороны. А еще поговаривают, что Савойский король стал вассалом пивного императора.
Но где-то в лабиринте узких улочек, утопающих в мусоре, с развешенным прямо над головой бельем, есть дом. А в нем – комната, где за большим столом сидит старый мастер-кукольник в очках, которого едва разглядишь в клубах сигаретного дыма. Он смотрит на тебя и загадочно улыбается. Все его произведения – ручной работы, и большинству туристов они не по карману. Зайдут, помнутся у входа, повертят в руках те что поближе и поставят на место. А на следующий день купят по дороге на Пьяцца-дель-Плебишито китайскую поделку.
Движения мастера отточены и выверены. Много лет он странствовал, чтобы найти идеальное место для воплощения своей мечты. Пескара, Ареццо, Авеллино, Алессандрия, Перуджа, Эмполи… И нашел его здесь – в городе своего детства. Только на третий сезон пребывания в «Наполи» Маурицио Сарри убедил общественность в своих способностях. Если два года назад все спрашивали: «После какого тура уволят этого выскочку?», то в прошлом сезоне тональность изменилась: «Как быстро все рухнет без Игуаина?». Сейчас же вошло в моду спрашивать: «Сарри – это новый Сакки?». И это не такой уж бред, как может показаться на первый взгляд.
Дело не только в результатах, хотя и в них тоже. «Адзурри» уже переписали клубный рекорд, одержав шесть побед подряд на старте сезона, а с учетом предыдущего – 11. Однако куда более важная вещь, чем цифры – это влияние на умы: футболистов, специалистов и болельщиков. Кое в чем Сарри уже сейчас превосходит Сакки, хотя и уступает ему в глубине проникновения в итальянский футбол. Но нельзя же оценивать по одинаковым критериям современного художника и того, кто является классиком.
Grande Milan совершил переворот в сознании экспертов и футболистов. Первые никогда не видели ничего подобного, а вторые не слышали и половины из того, чему учил мистер. Простые люди же в основном остались равнодушны к тонкостям схемы 4-4-2, зонной обороне, компактности линий и маниакальному стремлению атаковать свободное пространство. За эстетику в том «Милане» отвечали звезды мировой величины – ван Бастен, Гуллит, Донадони, Мальдини, etc. Сам же мэтр выделял среди остальных почти неизвестного широкой публике Анджело Коломбо. Он-то знал, как все на самом деле устроено.
Сарри же находится в куда более стесненном положении, поэтому он вынужден сначала прокачивать индивидуальные качества футболистов, дотягивая их до приемлемого уровня. Речь не столько о лидерах, сколько об игроках второго эшелона, которые на длинной дистанции и обеспечивают преимущество. Посмотрите, как прогрессирует Гулям! Сейчас алжирец по оценкам прессы – один из лидеров в своем амплуа. Альбиоль не только перестал деградировать, но и показывает игру времен «Валенсии» – почти десятилетней давности. А Зелиньски вполне может войти в символическую сборную серии А по итогам года.
Невероятное превращение Дриса Мертенса стало хитом прошлого сезона, и праздник бельгийца продолжается. До выхода из строя Милика тренер попытался было найти вариант со схемой 4-2-3-1, которая позволяет расположить их на поле одновременно, но новая травма поляка отложила решение этого вопроса как минимум до Рождества. Теперь Мертенс вновь среди лучших снайперов лиги, а его гол в ворота «Лацио» очень похож на тот, который когда-то забил «бьянкочелести» Марадона. В Италии в этом моментально усмотрели добрый знак для перспектив команды. Правда, после гола Диего тифози «Наполи» ждали триумфа почти два года.
Сходство Сакки и Сарри обычно исчерпывается тем фактом, что оба тренера никогда не играли в футбол на профессиональном уровне. Различий же у них куда больше, однако вряд ли феномен Сарри был бы возможен без открытий Сакки, который кардинально изменил наше представление о том, как нужно играть в футбол. Неаполитанский же тренер показал, как можно это делать. Поэтому «сарризм» – не революция, а следующая ступень в развитии. Ее реально было достичь еще 20 лет назад, когда ресурсов было предостаточно, если бы Зденек Земан чуть охотнее шел на компромиссы. А ведь сама идея была великой – совместить зрелище и рационализм. Последний раз эти два понятия пересекались 500 лет назад, что привело к невероятному скачку в развитии европейской цивилизации.
В «золотые годы» итальянского футбола не было недостатка в деньгах, и чтобы окончательно не увязнуть в соревновании – кто быстрее соберет в своем клубе сборную мира, требовалось получить ориентир, дорожную карту. Разумные люди уже тогда понимали, что праздник скоро закончится, и за него придется расплачиваться банкротствами. Революция 1980-х показала, где искать выход. Приоритетом стало превалирование коллективного футбола над индивидуальным, повальный перевод треквартист во вторые форварды, отказ от «десятых номеров», абсолютный универсализм и показательная казнь либеро. Однако тогда президенты предпочитали тренеров-прагматиков, и даже бывшие последователи школы Сакки, вроде Анчелотти, при первых трудностях переобувались – резко меняли взгляды и приоритеты.
Сейчас кальчо вновь находится в интеллектуальном тупике, который уже нельзя нивелировать деньгами, поскольку их нет. Тренд на тотальный контроль мяча, на красоту «маленькой Барселоны» и на отказ от вертикализации потерпел полное поражение. Теперь всем очевидно, что такой футбол был вторичен. Ультра-новаторам – Конте и Аллегри – с определенного момента стало крайне сложно прогрессировать без исполнителей топ-класса, а их подход просто невозможно распространить на 5-7 клубов лиги. Поэтому команда Сарри, где высочайшая дисциплина и автоматизм сочетаются со зрелищной и быстрой игрой, едва ли не последняя надежда для итальянского футбола отыскать новую точку опоры. Жаль только, что за этим тренером в Европе следят куда больше, чем на родине – за последние несколько месяцев полтора десятка иностранных клубов запрашивали информацию о его контракте.
Уже пять лет в Италии ждут появления «анти-Юве» – команды, которая бросит вызов бессменному чемпиону. Сначала на эту роль претендовала «Рома», потом большие надежды связывали с «Интером». Последние же достижения «Наполи» привели к тому, что именно «адзурри» воспринимаются в качестве главного соперника «бьянконери». И хорошо, что Сарри не угодил в ловушку, которая скрыта в самом термине. Ведь чтобы создать нечто значимое, ни в коем случае нельзя противопоставлять себя чему-либо: «Мы – главный противник «Ювентуса», но мы не чувствуем себя «анти-Юве», потому что мы – «Наполи».
В ближайшие месяцы развернется ожесточенное сражение, в котором преимущество будет на стороне «Ювентуса». Но в подобных случаях решающим фактором может стать доблесть, которая, если не обманывает Петрарка, еще не умерла в итальянском сердце. Поэтому большинство нейтральных зрителей будет симпатизировать «Наполи». Кроме того, за Сарри сейчас наблюдают десятки его вероятных последователей.
Недавно Массимо Луккези – один из ведущих итальянских специалистов по тактике, заметил, что в низших лигах работает множество новых Сарри. Все они обладают большим потенциалом, но почти никто из них так и не получит шанса. «В своей жизни я видел тренировки многих выдающихся специалистов – от Гвардиолы и Луиса Энрике до Земана, Конте, Джампаоло и прочих, но ничьи методы я не оцениваю так высоко, как методы нынешнего тренера «Наполи». У него все на топ-уровне – организация, управление паузами между упражнениями, их последовательность, адаптация к игровым моментам, ритм», – признается Луккези.
Конечно, один тренер, даже самый гениальный, не сможет вытащить кальчо из кризиса. Однако если за ним придет целое поколение, весьма вероятно, что у них получится больше, чем у представителей scuola sacchiana.
И кто знает, может быть, восхождение «адзурри» вдохновит кого-то, и подвиги Гамшика, Инсинье и К° будут воспеты в стихах. И на старом неаполитанском диалекте напишут про лазурный как небо и крепкий как граппа «Наполи» Маурицио Сарри. «Наполи», который в годы страданий и лишений был для нас единственным солнцем. Единственной надеждой, что когда-нибудь мы снова увидим Belle Époque не только во сне.