Генеральный директор «Фиорентины» Алессандро Феррари рассказал о состоянии 22-летнего полузащитника «Фиорентины» Эдоардо Бове, потерявшего сознание в матче 14-го тура Серии А с «Интером».
Итальянский журналист Джанлука Ди Марцио рассказал о нынешнем состоянии 22-летнего полузащитника «Фиорентины» Эдоардо Бове, который потерял сознание в матче 14-го тура Серии А с «Интером».
Тренер «Ростова» Виктор Онопко прокомментировал слова тренера сборной России по футболу Николая Писарева, который заявил, что защитник жёлто-синих Максим Осипенко подошёл бы туринскому «Ювентусу».
Реклама
Противоестественное выживание
#13476717.10.2014 15:49:57
Этот разговор напрашивался практически с самого старта чемпионата, но случился сейчас, как и полагается всему в этом мире, происходящему именно тогда, когда это и должно произойти. «Эмполи» и «Палермо» вздернули в прошлом сезоне серию Б, забрав себе обе прямые путевки в лучший итальянский мир (с тем, что он лучший сейчас, наверное, особенно яростно поспорят в Риме). В этом - им уготована привычная судьба – борьба и еще раз борьба, и еще немного борьбы. За выживание – как тост для команд второй половины турнирной таблицы.
Ничего, в сущности, особенного, самая обычная история сообщающихся сосудов национальной футбольной федерации. Редкие исключения, резкие взлеты по новой, той, что выше классом прошлогодней, таблице, - это не про них («Эмполи» одержал первую победу, поднявшись из мутных глубин в не менее мутный центр классификации серии А 2014-15, а «Палермо» продолжает протирать розовым пузом дно, ну или пол, высшего итальянского футбольного заведения).
Казалось бы, ничего особенного, но всё не так очевидно, как, к слову, и многое в жизни из того, что мы привыкли воспринимать добротными безапелляционными клеше, не глядя ставя кресты и штампы. Здесь есть о чем порассуждать и на что посмотреть. «Эмполи» дает повод поговорить о себе игрой, «Палермо» - ее отсутствием, а вместе они – прекрасная основа для примера того, каким может быть нынешний «Интер» (один, пожалуй, из самых проблемных в нынешнем сезоне больших клубов) и каким он является. И да, здесь будет еще один важный ответ на вечный вопрос – почему? В общем, разговор пойдет о футболе и только о футболе – добро пожаловать, располагайтесь.
Знакомство
Начнем с Эмполи. Пробежаться по именам и кратким карьерным справкам ростера можно самостоятельно и даже нужно, знать в лицо – приятная необходимость, к тому же некоторые ребята определенно могут оказаться под пристальными взглядами тифози больших команд уже совсем скоро. Как говорится в одной ультра-популярной рекламе: узнать их заранее – бесценно! Для всего остального есть ПСЖ и «Ман Сити»…
На что обратить внимание
Оборона и еще раз оборона! Для команды серии А у «Эмполи» бесцеремонно молодая защита, какая-то даже вызывающе молодая. Вратарь Сепе (23 года), линия защитников: Мариу Руй (23), Лоренцо Тонелли (24), Даниэле Ругани (20) и человек с непроизносимым именем Эльсеид и не менее исковерканной национальными чертами фамилией Хюсай (20). Кому лень считать, средний возраст обороны – 22 (!) года. Причем у «Эмполи», по сути, весь состав такого же толка, исключая линию атаки, где задействованы, и чаще поодиночке, а не вместе, Маккароне и Тавано, собравшие на двоих семьдесят лет, строго поровну.
Лоренцо Тонелли. 1/2 центра обороны «Эмполи» и 1/4 забитых мячей.
Ругани уже доигрался до приглашения Конте (и вышел на молодежное Евро в составе банды Джиджи ди Бьяджо), другой центрдеф Тонелли вполне способен оказаться там же. Мариу Руй, если продолжит в том же духе, сможет сам выбирать свой новый клуб, а Сепе подливает масла в огонь из молодых вратарей в клубах серии А, коих собралось в нынешнем сезоне просто какое-то безумное количество: Перин, Барди, Леали, Краньо, в «Вероне» есть еще человек с прекрасной вратарской фамилией Голлини и не забываем про Скуффета, который не играет, но как бы это получше сказать – играет по умолчанию.
Знакомство (хоть и виделись всего год назад)
У Палермо тоже довольно молодой ростер, где так же есть определенная возрастная разбалансировка, свешивающаяся краем в сторону как раз таки обороны и голкипера, что как-то привычнее. Бросается в глаза космополитичность подхода главного безумца среди всех безумных итальянских президентов Маурицио Дзампарини, в отличие от насквозь итальянского «Эмполи», «Палермо» предстает гражданином даже не мира, а вселенной, такой бюджетный вариант то ли «Фиорентины», то ли «Интера», о котором, видимо, суждено вспоминать сквозь весь текст.
Здесь и марокканцы, и аргентинцы, и балканцы, парагваец, швед, датчанин, пара французов со вторыми африканским паспортами, итальянские швейцарцы (или наоборот), отвечающие за фланги и похожие, будто их в лаборатории выводили, а не рожали, с той лишь разницей, что на Морганеллу пролили что-то радиоактивное (Мишель вообще идеально подходит для того, чтобы его фотографией иллюстрировать во всех словарях слово - маргинал). Короче говоря, селекция под названием «взять всех, кого получится из всех уголков мира», лишь издали напоминающая грамотную трансферную политику «Удинезе», а на деле больше похожая на генератор случайных имен футболистов, в действии. Дзампарини всех купил, но не факт, что сам понял – кого именно.
На что обратить внимание
Линия атаки, где собраны крайне любопытные ребята: форвард молодежки Белотти, которой предстоит бодаться со Словакией за место в финальной стадии соответствующего возрасту Евро (пока писался и дорабатывался текст, Адзуррини успели выйти на Евро); ровесник итальянца - Пауло Дибала, о котором скажем отдельно; и самый опытный среди двадцатилетних форвардов – Франко Васкес, который нигде толком особенно много не забивал, а тут вдруг пошло, как будто так и было всегда. Все трое смотрятся неплохо и вызывают совершенно определенный интерес, формируя линию атаки противоречивого сицилийского клуба.
Андреа Белотти – носорог, такой же крепкий, сутулый, низко опускающий голову и мчащийся на ворота соперника. Парню всего двадцать лет, голову поднимать он еще научится, если, конечно, захочет, а вот мощь и желание – вызывают уважение и, думается, зависть многих форвардов из категории «+25».
Дибала – будущая звезда, при условии, что сам того захочет и найдет себе подходящую команду (читай, свалит из «Палермо», причем так и тянет добавить – наконец-то). Пауло умеет практически все, что необходимо подвижному, умному нападающему. Он быстр, резок при необходимости, он хорош на острие, здорово ищет зоны и встречает там мячи, умеет сыграть в глубине, отдав недурную передачку или красиво обыгравшись с партнерами. Единственное, чего бы хотелось больше и активнее – игра по всей ширине атаки. Но здесь мы приходим к тому, о чем расскажем подробнее чуть ниже, а пока только обозначим: игровые недостатки аргентинца – тренерские (неумение использовать игрока, грамотно встроив его в игровую модель или выстроив ее вокруг него).
Пауло Дибала и Франко Васкес. Белотти здесь лишний.
Васкес – самый загадочный из этой тройки. Ему уже двадцать пять, карьерных достижений, то есть претензий, практически нет. Зато есть очень приличный старт нынешнего сезона. Любитель носить кепки, которые ему категорически не подходят, чем напоминает Юрия Палыча Семина, Джузеппе Якини прячет Васкеса в центре поля, выпуская чистыми форвардами Дибалу и Белотти, что не слишком подходит аргентинцу. Поначалу он действовал в атаке, обретая себя в роли второго нападающего, и выглядел уверенно, цельно. Чего больше в данном поступке Якини, попытки разместить на поле все свои лучшие атакующие активы или же желания повысить, болтающийся около нуля интеллект центра полузащиты, сказать сложно. Но вариант с играющим глубоко в центре Васкесом, которого так и тащит в линию атаки, и Дибалой, такое впечатление, что слегка ограниченного в своих маневрах и игровых фантазиях нахождением на поле с чистым форвардом Белотти, не выглядит жизнеспособным. Поначалу казалось, что это смелый и интересный шаг, но сейчас (после 0-7 от «Лацио» и «Эмполи») есть серьезные сомнения.
Умственно отсталые мечтатели
Причина рождения этого текста проста и незатейлива: скромный «Эмполи», вскарабкался в серию А и, плюнув на все правила хорошего тона (купить два, ну или хотя бы полтора, вагона новых игроков), принялся доказывать собственную жизнеспособность прошлогодним составом. Из новичков один человек – вратарь Сеппе, а из тех, кто в серии Б играл много, а в сери А пока не играет – Венсан Лорини, Франко Синьорелли и Давиде Моро. Хотя тот же Лорини задействован достаточно активно.
Это ведь прецедент сам по себе – играть на следующем уровне футбольного просвещения теми же игроками. Неординарное событие, как минимум. Да только это еще не всё. «Эмполи» Маурицио Сарри (и тут мы впервые вспоминаем о главном тренере) стремится играть в футбол, реализуя многое из задуманного и представая сыгранной, думающей, интересной и просто приятной глазу командой.
Маурицио Сарри, человек научивший «Эмполи» не бояться играть в футбол.
Сарри загадочный персонаж, десять лет назад он тренировал команды под названиями «Сансовино» и «Санджованнезе», о существовании которых в иные дни могут запамятовать и они сами, чего уж говорить о сторонних наблюдателях. Нет, были и знакомые имена в тренерском списке Маурицио: «Верона», «Перуджа», «Гроссето» - все это известные команды, в которых наставник толком не задержался, да и их пути пересекались не на уровне серии А.
Тренер без имени и опыта, команда, оставшаяся прежней, после повышения в классе, стремление играть в футбол – утопия. Даже без вопросительного знака, категорично. Так и казалось, маленькая тосканская команда всеми заранее ставилась на вылет, вызывая легкое, немного даже саркастическое, умиление своим искренним стремлением взлететь в звезды на ракете прямиком с детской площадки. Примерно с таким же жутковато снисходительным умилением глупые люди смотрят на умственно отсталых детей, что-то там мастерящих из собственных пальцев и пугающе замкнутого на самого себя странного и необъяснимого для, так называемых, «нормальных» внутреннего мира. Они, дескать, хоть и дурачки, но все равно стараются, тоже ведь люди… С таким же омерзительным снисхождением порой смотрят на мечтателей. Возможно, излишне яркий пример, но именно такое впечатление создавалось от восприятия стартующего в серии А «Эмполи». Разочаровываться порой бывает невероятно приятно.
Игра, картинки, схемы
Футбол «Эмполи» - радующий глаз, легкий, быстрый, порой даже немного воздушный короткий пас. Стеночки, оставления, открывания под скидку партнеру, освобождение зон и действия за счет подключения товарища, так и просится другое определение, еще более точное – единомышленника. Сарри научил эту команду играть в футбол, поставил, отрежиссировал игру, на которую приятно посмотреть. Это живой, понятный, интересный, думающий футбол. Причем команда играет стабильным составом (вероятно, тот самый случай, когда минус, то есть нехватка игроков для нового уровня, меняется на плюс, компенсируясь сбалансированностью и сыгранностью), играет не первый год, четко уяснив, пропустив сквозь себя требования тренера, понимая, в какой футбол играет и что куда важнее – как именно в него играть.
Если переходить к схемам, вернее к цифровым обозначениям, то можно напридумывать разного, сколько фантазии хватит. Можно назвать все это тосканское фантазирование 4-1-3-2, можно немного иначе перераспределить центр и получить на выходе 4-3-1-2, да хоть 4-3-3, но на деле это старые, как сам футбол, 4-4-2 с ромбом в полузащите и парой нападающих, один из которых действует на острие, а второй – по всему фронту атаки, открываясь во фланги, опускаясь в глубину или же выходя на первый план.
У данного тактического варианта отсутствуют фланговые игроки полузащиты и атаки как класс, их просто нет. Центральные хавы (Весино, молодой уругваец, арендованный у «Фиалок», и опытный Кроче), располагаясь чуть выше опорника (Вальдифьори), активно помогают защитникам на флангах (здесь и выход из обороны, и развитие атаки, и позиционное нападение), плюс – всегда готов помочь мобильный Пуччарелли (тот самый второй форвард).
Еще один важный и определяющий момент данной тактики – треквартиста. Чистая, совершенно волшебная и такая итальянская позиция. В «Эмполи» «десятку» исполняет Симоне Верди, которым владеют «Милан» и «Торино» и которым, судя по всему, Верди не слишком-то и нужен. В итоге Симоне проводит второй сезон подряд в составе скромного тосканского мечтателя. Конечно, для теквартисты парень сыроват и не факт, что дорастет, но позиция настолько уверенно вплетена в тактическую паутину, что Симоне умудряется извлекать определенный объем положительных действий, играя размашисто и невероятно активно, с яркой отдачей, вкладываясь в каждое действие. Паса, умного, вспарывающего паса, ему не хватает, зато есть приличный удар, жажда игры и скорость. На Верди, как и на всю команду, посмотреть приятно и любопытно. Видишь в его действиях настоящую игру, огонь в глазах горит – круто, очень круто.
Про оборону и голкипера поговорили много выше, полузащиту разложили сейчас, осталось о нападающих пару слов сказать. Ах да, у «Эмполи» есть арендованный Зелински, говорят, таланта у парня больше, чем нужно, вот его бы на позиции Верди посмотреть, но поляк пока отыграл всего 47 минут. Да и вряд ли Сарри решится нарушить хрупкую гармонию интеллектуального организма, выращенного, словно рожденного в настоящих муках, в пыльных, несовременных тосканских генетических лабораториях.
Так вот, атака в чистом виде состоит на данный момент, из двух человек: первый, ну или главный форвард - Тавано (Маккароне) и подвижный нападающий - Мануэль Пуччарелли. Первым двум по тридцать пять лет, опытные, знающие свое дело мужики. Обладатель забавной фамилии – Пуччарелли – опять же прекрасно вписанный в командную игру разноплановый, подвижный нападающий.
Пуччарелли уже дозвонился до «Милана», «Кьево» и «Палермо», следующий абонент – «Дженоа»?
Не сказать, что Мануэль впечатляет, ничего особенного, обученный, имеющий плотную игровую практику и обретающий уверенность. Но вот здесь и зарыта та самая собака, в этом нюансе (грамотная вписанность в игровую идею) и формируется преимущество одного над многими другими. Дибала превосходит Пуччарелли во всем, во всех игровых компонентах аргентинец сильнее, в некоторых – намного, но форвард «Эмполи» забивает три тура подряд, а Пауло забил лишь раз, в дебюте сезона. И вопрос здесь не к игрокам, здесь исключительно работа тренера.
Смотрим картинки
Несколько примеров того, как именно играет «Эмполи» в разных ситуациях, за счет чего создает моменты и воплощает сою игровую философию. Если в двух словах, то нынешний «Эмполи» - мелкий и средний пас, сыгранный, фанатазирующий состав и невероятно отлаженные стандарты (здесь и свободные со штрафными, и угловые). Непосредственно футболом тосканцы в частности зарабатывают искомые опасные стандарты, а уже стандартами добывают результат. Если на примерах…
Матч с «Палермо» получился лучшим по результату для тосканцев, но взят для разбора вовсе не поэтому, а поскольку наиболее свеж. Здесь важен не результат, важна игра, которую и рассматриваем.
Во-первых, стоит сказать, что причиной данного скрина, то есть аута, стал розыгрыш хозяевами штрафного (пробил Маккароне, пробил не слишком удачно, влепив мяч в соперника – родился аут). Смотрим скрин…
Главное – все игроки «Эмполи» разобраны, у «Палермо» численное преимущество во всех (!) зонах. Казалось бы, что может произойти? А произойдет всё, то есть гол.
В самой расстановке тосканцев нет ничего особенного, обычный аут. Крайний защитник (Мариу Руй) готовится ввести мяч в игру. Хав открывается (левый центральный полузащитник Кроче, который привязан схемой к зонам на левом фланге и соответственно взаимодействию с португальским защитником), опережая на рывке Морганеллу, который в данном матче проиграл вообще всё (Мариу Руй просто уничтожил швейцарца). В Мишеля, к слову, и угодил мяч после розыгрыша штрафного – мелочь незначительная, а по факту – причина, никуда не денешься. Рядышком расположен треквартиста, Верди всегда смещается ближе к флангам, увеличивая вариативность (либо он, либо опускается из линии атаки Пуччарелли, которого можно сейчас разглядеть на линии штрафной, а чуть за ним и сейчас вне кадра, другой центральный хав - Весино). Все продумано, расставлено, точно те самые шахматные фигуры, ничего лишнего.
Обратите внимание на Маккароне! Человек, который через несколько секунд откроет счет в матче, находится под присмотром трех (!!!), еще раз – ТРЕХ центральных защитников. А теперь, внимание, вопрос: зачем они нужны в таком количестве, если не способны справится с простой ситуацией? Что может быть проще, когда одни держит форварда, а второй выдвигается ближе к зоне подачи, перекрывая траектории прострела и резкой подачи на средней высоте?
Это к разговору и об «Интере» тоже. Делая ставку на трех центрдефов, нужно учитывать, что центр поля обязан быть либо невероятно интеллектуальным, подвижным и вариативным, формируя игру, либо это должна быть стена, не менее подвижная, кстати, как бывало в лучшие игры Мадзарри времен Неаполя. В первом случае игра ведется центром, генерирует и рождается интеллектом, во втором – флангами, грубо говоря, мышцами, выжимаясь штангой над напряженным, воинственным телом (аллегория, думается, очевидна: сама команда – силач, ее футбол - тяжеленная штанга, а руки – фланги). В противном случае трио центрдефов становится обузой, делая тактику устойчивой, но неповоротливой, чем и пользуется подвижный, фантазирующий в меру собственного интеллекта «Эмполи» или, к примеру, «Кальяри» в игре с «Интером».
Игровая неподвижность в любом виде – смерть.
Возвращаясь к скрину… Морганелла проигрывает рывок Кроче, который пяткой скидывает мяч в свободную зону к линии ворот, куда уже летит Мариу Руй – подача на ближнюю, Маккароне пяткой заправляет траекторию в дальний угол, центральные защитнику бегают где-то вокруг, опекая свежий воздух, – 1:0 на четвертой минуте.
Далее пример без гола, а то разбирать забитые мячи уж слишком очевидное занятие. Данный случай даже интереснее – развитие игровой мысли тосканцев в атакующей фазе.
Центрдеф Ругани катит мяч на фланг, пожалуй, лучшему игроку матча Мариу Рую. Португалец без всякого противодействия, не считая вялую попытку прессинга Морганеллы, играет на открывшегося по центру Маккароне.
Важности: Массимо тащит за собой центрального защитника, открывая зону. Еще один центрдеф занят опекой Пуччарелли (он на одной линии с Маккароне, ближе к дальнему от нас флангу). Остается только один защитник (он сейчас движется к своим воротам). Так просто раздергивается тройной центр обороны, ничего фантастического – просто открывание одного нападающего и нахождение другого, даже в статике, в нужной зоне.
Обратите внимание на Верди, треквартиста в своей позиции, под опекой опорника (Ригони). Именно Симоне рывком оставит за спиной опекуна и откроется в зону за ушами Маккароне, подхватив на ходу мяч, что-то очень баскетбольное в этом есть.
Всё, что делает Маккароне – рывок в глубину, получения мяча и скидка на Верди. Зона открыта, перед Симоне лишь один защитник и пустая штрафная. Верди будет раскачивать оппонента и в итоге пробьет в защитника. Но! Во-первых, атака прошла, причем через самый центр организма «Палермо». Во-вторых, был заработан угловой, которые у тосканцев чертовски опасны, опять же – преимущество, шанс.
И снова: большой привет Морганелле. Швейцарец не усложнил жизнь Мариу Рую, отправившему мяч в центр на Маккароне, а затем оставил свой фланг настежь открытым, не успев ни вверх по вертикали, ни вниз, просто находясь в усредненной зоне, по сути, выключенный из игры.
Следующий скрин важен именно по сути, а не по логике развития игры или даже данного эпизода. Здесь не имеет значения конкретный соперник (поэтому данный момент особенно ценен), «Эмполи» разыгрывает угловые схожим образом всегда (можно заменить всеобъемлющее и расплывчатое – всегда – на более конкретное – в нынешнем сезоне).
Стандарты у тосканцев опасны и чаще всего опасны все, здесь и угловые, и яркие розыгрыши штрафных и свободных (привет, «Милан»). Собственно, объяснение тому простое и очевидное – сыгранная команда, расписанные схемы во всем, включая, естественно, стандарты. Семья Сарри точно знает, что и зачем она делает, отдавая себе отчет, даже в импровизационном мгновении игры.
В данном случае заброс со своей половины, даже скорее вынос (Тонелли), Маккароне за счет активности и поддержки второго форварда (Пуччарелли) превратит в аут (большего там было не извлечь). Любопытно, что в данном моменте игры, родившемся спонтанно, поскольку вместо привычного плетения мелкого и среднего паса был слегка суматошный вынос мяча центрдефом, оба форварда оказались практически в одной зоне, чего с ними случаться не должно, ведь каждый выполняет строго определенный набор игровых функций, практически не совпадающих друг с другом.
Так вот, последовал тот самый аут (вновь Мариу Руй приложил руки к голевому подходу), Верди поборолся, вынудив соперника отыграться за линию ворот – угловой. Далее банальный, в общем-то, розыгрыш на второго – Кроче выкатывает мяч под подачу Вальдифьори (он ближний к нам на скрине) и траектория полета мяча устремляется в сторону дальнего угла вратарской. Именно из той зоны и приходят все стандартные опасности тосканцев, там открываются и ведут борьбу оба центральных защитника, забившие три гола из восьми командных (Тонелли вообще второй бомбардир «Эмполи» в сезоне, а Ругани, что характерно, успел забить два мяча в трех матчах за молодежку Джиджи ди Бьяджо).
В данном эпизоде Тонелли выигрывает борьбу в самом углу вратарской (Ругани рядышком, на уровне ближней штанги) и по красивой, баскетбольной, дуге отправляет мяч над головой Соррентино в дальний угол. Момент вовсе не случаен, у Ругани будет в матче два идентичных эпизода, которые молодой защитник реализовать не сумеет. И заметьте, у «Палермо» в очередной раз численное преимущество, на одиннадцатиметровой отметке находится свободный игрок, которого, в принципе, там могло и не быть. Это вновь к разговору о численном преимуществе защищающихся над атакующими. При грамотном розыгрыше атаки или стандарта это самое преимущество совершенно ничего не гарантирует, выставляй ты на игру хоть трех, хоть четырех центрдефов.
А в данном моменте стоит еще отметить, что у Тонелли есть вариант с проходящей скидкой вдоль ворот – сицилийской обороне впору вручать деревянную медаль за действия по ходу всего матча, ну или дать немного денег, чтобы купили новую кепку Беппе Якини, с такой игрой других поводов для радости у наставника «Палермо» точно не будет, учитывая, что Дзампарини зарядил все ружья в доме, глядя на турнирную таблицу и одновременно уверяя журналистов вместе с полицией в том, что Якини ничем не рискует. Пока не рискует... И это тот самый случай, когда понимаешь, что президент «Палермо» неадекватен, когда нужно стрелять – он прячет оружие в кладовке, когда необходимо потерпеть – отгрызает, как самка богомола, голову очередной жертве, то есть тренеру, что одно и то же.
Вот, к слову, еще один стандарт, здесь уже без особенных объяснений, исключительно ради наглядности.
Вновь угловой, на сей раз будет прямая подача Вальдифьори. Не обратить внимания на расположение игроков «Эмполи» просто невозможно. Оба форварда и атакующий хав наполнили собой, а значит и опекунами вратарскую, в то время как оба центральных защитника располагаются дальше (Тонелли – угол вратарской, Ругани – почти у линии штрафной). При подаче Тонелли выставит заслон для партнера по центру обороны и Даниэле рванет на дальнюю штангу, замыкать очередной навес – будет зафиксирован фол в атаке, но это не так важно. Важен факт разнопланового розыгрыша с выведением на ударную позицию одного из центральных защитников примерно в одной и той же зоне.
Последний и, на мой вкус, самый интересный скрин. Это последняя результативная атака в матче.
Мариу Руй в блестящем подкате выгрызает мяч из ног Морганеллы (ей богу, швейцарца за эту игру проще расстрелять, чем объяснить, в чем именно он весь матч был неправ). Далее конструируется атака: португалец отдает мяч Вальдифьори, тот играет на фланг, где открываются Верди и Маккароне (для последнего это не характерно, но, возможно, играет свою роль накопившаяся усталость, к тому же позицию Маккароне на острие занимает второй нападающий - Пуччарелли).
Верди вытащит на себе мяч на половину соперника, соберет вокруг троих игроков и отыграется на открывшегося Маккароне. Массимо найдет в центре подоспевшего к развитию атаки Вальдифьори (он же ее и начал после отбора на фланге загребущими португальскими ногами Мариу Руя) и действие приходит к нашему скрину…
Вальдифьори с мячом; Маккароне в верхнем углу кадра, Массимо от атаки отстал навсегда, успев сыграть важную роль; Верди остался на том же фланге, притягивая к себе внимание одного из центральных защитников; Весино поддерживает владеющего мячом партнера; Пуччарелли открывается по центру нападения.
Опять же вспоминаем про тактику с тремя центральными защитниками (и здесь вновь претензии не к самой тактике, а к ее реализации). Три сицилийских центрдефа: первый выдернут на фланг, перекрывая включение Верди, второй выбрасывается на владеющего мячом соперника, третий играет по нападающему. Штука в том, что встречать в центре поля соперника может и должен опорник, а не центральный защитник, теряющий позицию и открывающий пространство за своей спиной. Зачем нужны трое сзади, если справиться могут двое? Освободившийся игрок наполнит центр поля, атакуя соперника на его половине, а не встречая не так уж далеко от собственной штрафной, да и еще в заведомо проигрышном положении. Что в этой ситуации может сделать Терци (это он встречает Вальдифьори) кроме того, чтобы выбросится и тем самым активизировать опорника «Эмполи» на передачу, хоть себе за спину, хоть на вланг, хоть на открывающегося форварда?
И да, вспомним про игроков бровки, это ведь еще две пары ног при обороне, но… Морганелла потерял мяч и сам себя, не успев вернуться в оборону (хотя атаки тосканцев не так уж и стремительны, поскольку состоят в большинстве случаев из мелкого перепаса, раскрываясь не так уж и мобильно). А другой латераль – Дапрела – вернуться успел, он ближний в кадре, но какую роль он играет в обороне команды? Ни перекрыть передачу в атаку, ни накрыть Весино, совершенно свободного в центре, ничего, просто наблюдение. Помните, на одном из скринов Морганелла так же был выключен из игры, присутствуя на поле лишь формально.
В итоге мы имеем пять (!) защитников, из которых в этой атаке реально помешать сопернику способен только Феддал, играющий по нападающему тосканцев, на которого и пойдет передача. Причем Вальдифьори отдаст пас на выход Пуччарелли не низом, резко, а довольно медленно верхом, но и это не помешает. Феддал поскользнется, предоставив молодому форварду «Эмполи» возможность совершить три (!) касания перед расстрелом Соррентино.
Причем здесь «Интер»?
В принципе, ни при чем, просто отвергая что-либо, самым разумным действием является – предложить что-то взамен. Говоря, о корявости и бессмысленности тактических конструкций Мадзарри в «Интере», мы лишь повторяем друг за другом одно и то же, достаточно очевидное мнение. Но что от этого толку? Да, команда Мадзарри не играет, вообще не играет. Да, у этого «Интера» нет по сути никакой идеи, нет ничего, просто ноль, просто набор футболистов (очень приличных футболистов). Ну и что? А вот что…
Пример игры «Эмполи» - «Палермо» был выбран случайно, я не рассматривал этот матч изначально, как возможность окрасить его в черно-синие тона, просто так вышло, просто размышления на не самую очевидную тему. Мы видим на примере «Палермо» как тяжела и неповоротлива тактика с тремя центрдефами (здесь очень важно, что такой пример наиболее нагляден, когда речь идет о команде с менее классным подбором исполнителей, ведь нет возможности компенсировать отсутствие командного индивидуальным, игровые механизмы выходят на первый план, становясь основополагающими).
Причем у сицилийцев в центре поля мысли нет вообще, вся фантазия – Васкес, которого Якини пытался прятать в центр схемы (я все же склонен думать, что расчет был именно на игровую фантазию аргентинца, которая должна была генерировать командую идею). Свои лучшие матчи (к слову, с «Интером») «Палермо» провел, забетонировав центр поля (три крепких рабочих человека, самый креативный из которых – Баррето), выставив в атаку пару Дибала – Васкес и сосредоточено напичкав оборону защитниками. Как только в полузащите появился игрок, тяготеющий к фантазии, к атаке, теряющий, как следствие позицию, оголяющий зоны, бетон треснул и треснул на 0:7 за два матча. Удивительно, как увесистая, массивная игровая схема способна легко разрушиться… Впрочем, разумные парадоксы в футболе никто не отменял.
В противовес громоздкой и, прямо скажем, примитивной тактике Мадзарри-Якини (различия взглядов на футбол наставников формируются исключительно уровнем подопечных), у нас есть умный, думающий футбол Маурицио Сарри. Нет, я вовсе не хочу тупо противопоставлять футбол физический футболу интеллектуальному, это было бы слишком просто. Я примеряю тактические чертежи Сарри на «Интер», лишь капля допустимой фантазии, ничего больше…
Убираем одного из трех «черно-синих» центрдефов (вернее пусть Видич уйдет сам), опускаем латералей ниже по вертикале фланга (Нагатомо и Д'Амброзио, который, к сожалению, недавно травмировался, вполне способны адекватно вписаться в систему игры, где должны вырабатывать фланги при обороне и по возможности раскрывать ширину атак, а не наоборот!). Далее у нас ромб в центре поля…
Опорник – ну, пусть будет Медель, купили же его зачем-то, хотя на мой вкус есть более интересное решение - переквалифицировать в эту позицию Гуарина и получить сумасшедшего игрока, полезного во всех проявлениях, рисковать здесь не нужно, острые передачи не так уж необходимы, только мощь, поднятая хоть немного голова, средние передачи в свободные зоны, разворачивающие атаки и, естественно, лупилово с дальних дистанций.
Два полузащитника, чуть выше опорника и чуть ближе каждый к своему флангу: Эрнанес и, скажем, все тот же Гуарин (если не в опорную, то в центр). Бразилец вполне сможет подниматься выше по схеме, меняться местами с треквартистой или активно взаимодействовать с ним же. Колумбиец – опускаться чуть ниже или вскрывать зоны вместе с игроком бровки, подпирая линию атаки, а это еще и подборы, к примеру, и ранний, ну или более грамотно – высокий прессинг.
Треквартиста – Ковачич, имеющий опцию смещения в глубину, смену позициями с Эрнанесом и все необходимые игровые примочки для управления командными действиями. Главное здесь – развести полузащитников «Интера» по соответствующим зонам, не сталкивая их локтями, а предоставив для каждого свободное пространство.
Остались только форварды, здесь все еще более очевидно: верхний, главный нападающий - Икарди (Освальдо) и второй форвард, играющий по всей ширине, - Паласио.
Возможно, это один из тех случаев, когда на бумаге всё выглядит просто, а на деле – невозможно, но я, ей богу, не вижу никакой особенной проблемы в подобных перестроениях «Интера», позволяющих разместить на поле всех активно задействованных на старте сезона футболистов и отказавшись от бессмысленного, порой и вовсе силового, примитивного, футбола в пользу игры разумной, фантазирующей. При этом получив двух разыгрывающих (Эрнанес, Ковачич), предоставив обильную игровую практику Гуарину, не противоречащую его футбольной сути, расширив вариативность атакующей линии и отказавшись от неповоротливой расстановки с тремя центрдефами.
Можно, конечно, спросить, а не достаточно ли у Мадзарри игроков, чтобы выстроить футбол имени Конте (если Вальтер просто физически неспособен играть без трех центральных) и чего ему, Мадзарри, для этого не хватает? Спросить можно, только вот ответ вряд ли разыщется. Возможно, не хватает мозгов, хотя… Построить разумную игровую идею в рамках тактики с тремя центрдефами в сегодняшней Италии смог лишь один человек. Вполне вероятно, что Мадзарри не хватает Конте.
На ракете с детской площадки в космос
Разговор о футболе может быть бесконечным, всегда найдется следующая тема, и вереница рассуждений не оборвется никогда. Сейчас стоит остановиться и вернуться к началу разговора и даже еще выше – к заголовку. Речь о противоестественном выживании. Мы привыкли, что сильнейший диктует свою волю, подстраивает матчи под себя, подавляя соперника, тем или иным способом, вовсе не обязательно, что исключительно прямой, лобовой агрессией. Привыкли, что выживающий, тот, кому за счастье оказаться на пятнадцатой-шестнадцатой строчке по итогам сезона, действует исключительно от обороны, осторожно и наиболее просто.
Пример «Эмполи» показывает, что может быть иначе, что есть другой путь. И это не утопия, хоть и возникает такое ощущение поначалу. Насколько это серьезный, уверенный в себе проект – вопрос. Что случится, если команду заштормит, если тренер потеряет управление над созданным, собранным вручную живым механизмом – вопрос два. Как быть, если нарушится хрупкая гармония семейственности, свойственная маленьким командам во всех чемпионатах – вопрос три. И вопросов этих множество, наверное, даже бесконечное. Меня вот интересует больше всего следующий: насколько такой команде, как «Эмполи», необходим сложный, умный игровой рисунок и смогла бы она выживать в серии А, играя в футбол топорный, простой, в тот футбол, который и свойственен изначальным аутсайдерам?
Футбол сегодняшнего «Эмполи» - нелогичный, непривычный, нехарактерный и еще много других –не. Тосканцы стараются играть на том уровне, что соответствует принципиально иному подобру исполнителей. Футбол этой маленькой команды умнее самой команды, не имеет значения, идет речь о конкретных исполнителях или о команде в целом. Именно этим они и притягивают, этим заражают. Это просто, в конце концов, красиво и искренне – на ракете с детской площадки в космос. И как же жутко на фоне этих возвышенных стремлений смотрятся мучения команд, обладающих тем составом исполнителей, который смог бы поднять в воздух целые стадионы, а вместо этого ищет звездное небо в подземных тоннелях.
Когда рожденный ползать летает, пусть и не всегда уверенно скользя крыльями по воздушным потокам, а рожденный летать, мучается во тьме, в этот момент рождается осознание – ты можешь быть тем, кем захочешь, не считаясь ни с чем, ни с законами, ни с правилами, ни с догмами.
Набраться смелости и быть самим собой, следуя за мечтой, – сегодняшний «Эмполи». Год две тысячи четырнадцатый, октябрь.