Без имени2.jpg

После серии финансовых коллапсов и нескольких скандалов Серия А будто погрузилась в пучину и начала сдавать свои позиции. Безденежье и отсутствие налаженной системы подготовки молодых футболистов привели к тому, что большая часть бывших флагманов кальчо переживала непростые времена.

Одной из таких команд была и «Фиорентина», последние годы которой были явным шагом назад. Причиной тому - неудачные тренерские назначения Михайловича и Делио Росси, а также провальная трансферная политика. И дело даже не в том, что менеджмент «Фиалок» совершал неудачные покупки, а в том, что он не мог вовремя продавать футболистов. Из-за этого два лучших игрока команды последних лет - Монтоливо и Варгас - ушли прошлым летом за бесценок, а клуб вместо полутора десятка миллионов остался ни с чем.

В связи с вышеописанными провалами владельцы «Фиорентины» одним махом сменили тренера и спортивного директора. Даниэле Праде и Винченцо Монтелла здорово обновили состав, ведь летом Флоренцию покинули два десятка игроков. Такой ход на деле означал лишь одно - Монтелла впервые получал большой кредит доверия, ведь ему фактически вверили перестройку команды. При этом уход таких игроков, как Гамберини и Монтоливо, давал возможность «Аэроплану» заново выстроить иерархию в раздевалке.

Монтелла является сторонником формации 3-5-2, которая вновь вошла в моду на Апеннинах. Иногда Винченцо может использовать 3-5-1-1. Смена схем в первую очередь обусловлена тем, кто играет на острие атаки. Монтелла задействует схему с двумя форвардами при наличии в стартовом составе Йоветича и Льяйича или Йоветича и Тони. Если же в стартовом протоколе окажутся Фернандес и Тони, или Льяйич и Тони, то тогда тренер «Фиалок» использует схему с единственным форвардом и игроком под ним.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 1

Вивиано начинает атаки своей команды довольно редко, в основном адресуя передачи кому-то из центрбеков. Но если Эмилиано все же выполняет длинную передачу, то она, скорее всего, будет адресована Льяйичу (Фернандесу) - игроку, который, приняв мяч, должен будет сделать передачу на ход Тони или Йоветичу.

Центральные защитники «Скуадры Виолы» действуют довольно прямолинейно и предпочитают пасовать мяч крайкам или Писарро. Изредка вместо чилийца вниз может переместиться кто-либо из центральных полузащитников и, приняв передачу от беков, отпасовать мяч на фланг. Изо всех центральных защитников следует выделить Ронкалью, мощного игрока с неплохой дистанционной скоростью и хорошо поставленным ударом. Факундо принимает участие в позиционных атаках. Часто это происходит по такой схеме: получил мяч в центре, выполнил проход метров на 20-25 и ударил по воротам по прямой траектории без подкрутки или других ухищрений.

Писарро - самый непостоянный элемент в игровой модели Монтеллы. В одном матче Давид может отдавать передачи только низом, а в другом - выполнить около тридцати длинных навесных передач. Наверняка наставник «Скуадры Виолы» меняет установку насчет направления и стиля передач Писарро в зависимости от соперника. Ведь с командами, которые применяют низкую линию обороны, логичнее использовать большое количество коротких передач и разыгрывать атаки методично, а те команды, которые делают ставку на высокую оборону, проще переиграть с помощью длинных передач и быстрых атак...

Центральные полузащитники «Скуадры Виолы» в первую очередь нацелены на комбинационную игру с партнерами: будь то стеночки с крайками или игра в пас в центре поля. Ромуло (Аквилани) и Борха Валеро часто смещаются на фланг не только чтобы помочь крайним полузащитникам, но и для того чтобы комбинировать с одним из форвардов, который может овладеть мячом, а после - сместиться на фланг и увести за собой хотя бы одного защитника. В таком случае центральный полузащитник, скорее всего, откроется под передачу, а после - выполнит навес в штрафную. Такой тактических ход помогает постоянно создавать на фланге ситуацию «два в два» или «два в три», то есть позволяет достичь численного равенства или вынудить соперника сосредоточить в игровой зоне большие силы.

Крайние полузащитники команды Монтеллы выполняют совершенно разные функции. Паскуаль - это чернорабочий, который, хоть и постоянно участвует в атаках, всё же ориентирован на подборы, скидки (за пределами чужой штрафной), а также дальние удары. Куадрадо - игрок совершенно другого плана: техничный и пластичный, умеющий отдать точную длинную передачу. Колумбиец, пожалуй, чаще всех своих партнеров идет в обыгрыш и выполняет больше всего обостряющих и конструктивных длинных передач при розыгрыше быстрых атак. Кроме Куадрадо, часто применяет обманные движения с мячом только Ромуло, который очень любит стоя жонглировать мячом правой ногой. Остальные игроки чаще всего идут в обводку, не более того.

Несмотря на наличие молодых и скоростных Йоветича и Льяйича, Монтелла нередко использует и Тони. Безусловно, Лука не может совершать большое количество обводок или отдавать передачи в темп на скорости, зато может поставить корпус, выполнить скидку или пробить из-под двух соперников, используя для этого свои могучие габариты. Кроме того, экс-игрок «Баварии» часто отвлекает защитников. Происходит это примерно так: Куадрадо смещается на расстояние, не превышающее трех метров к Луке, но не пасует Тони, которого плотно опекают несколько оппонентов, а отдает передачу на дальнего игрока (Йоветича), который имеет больше пространства.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 2

В чужой штрафной чаще всего находятся три игрока «Скуадры Виолы» (стандарты не в счет) - два форварда и крайний полузащитник. Подопечные Монтеллы используют два способа атак для того чтобы адресовать мяч в штрафную соперника – проникающие передачи низом и кроссы с флангов. Удивительно, но зачастую Куадрадо и Паскуаль не простреливают, а выполняют навесные передачи. В штрафной чаще всего следует прямой удар по воротам, реже - скидка. В большинстве эпизодов скидки выполняют Льяйич и Тони. Крайние полузащитники «Фиорентины», оказавшись в чужой штрафной, действуют по-разному - Куадрадо отвлекает внимание соперника и выполняет скидки, а Паскуаль, приняв мяч, тут же бьет по воротам. Следует отметить, что если мяч оказался в штрафной оппонента, а все партнеры закрыты, то тогда следует скидка назад под удар из-за пределов площадки.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 3

Во время розыгрыша позиционных атак Йоветич (Тони), Льяйич и Куадрадо перемещаются на одну линию к защитникам, что помогает создавать ситуацию «три в четыре». В том случае, если оппонент применяет схему с тремя беками (а значит, при обороне собственных ворот на одну линию к центрбекам сместятся и вингеры), то тогда вышеназванное трио немного сузит фронт атаки и будет действовать в центре и на одном из флангов - таким образом создав ситуацию «три в четыре», а не «три в пять». А это фактически выключит из игры еще одного игрока соперника, который мог бы сыграть на подстраховке. Подопечные Монтеллы разыгрывают позиционные атаки без лишней спешки, используя большое количество коротких передач. При этом очень важны действия Писарро, который постоянно перемещается и комбинирует с партнерами.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 4

Выход из обороны в атаку осуществляется тремя способами. Первый вариант - это диагональная передача на одного из форвардов, которую любой игрок «Фиорентины» выполняет после того как овладеет мячом. Второй – комбинация, в которой участвует центральный полузащитник (принимает передачу, выполняет смещение на чужую половину поля, пасует партнеру) и один из форвардов (ищет свободные зоны и открывается под передачу). Третий – розыгрыш контратаки втроем через фланг с последующей передачей в центр.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 5

Розыгрыш всех стандартных положений «Фиорентины» основан на, если можно так сказать, правиле контролируемого хаоса. Этот термин подразумевает под собой постоянные перемещения игроков «Скуадры Виолы» в штрафной оппонента с целью дезориентировать соперника и отвлечь от того игрока, который будет смещаться в ту зону, куда последует передача.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 6

На стандартные положения зачастую приходит до шести игроков. При розыгрыше штрафных они делятся на две группы - тех, кто отвлекает на себя внимание и тех, кто набегает под передачу. Монтелла не был бы итальянцем, если б не применил хотя бы одну тактическую уловку. К примеру, иногда во время розыгрыша штрафных несколько человек могут намеренно попасть в офсайдную ловушку, но во время подачи эти игроки резко выбегают, а в их зоны врываются партнеры. Простой, казалось бы, прием оченьэффективен - ведь зачастую защитники просто не успевают уследить за перемещениями подопечных Монтеллы, либо проигрывают им в скорости. Если же штрафной назначен вдалеке от ворот соперника, то, скорее всего, последует следующая комбинация: поперечная передача в центр, диагональ на фланг, подача в центр штрафной в зону одиннадцатиметровой на уже находящегося там игрока.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 7

Розыгрыш аутов командой Монтеллы также подразумевает сюрпризы для соперника. К примеру, после вбрасывания мяча игроки «Фиорентины» способны вывести партнера на ударную позицию за три действия. Причем чаще всего подопечные Монтеллы нацелены на то, чтобы завершить комбинацию ударом из-за пределов штрафной с расстояния не более двадцати пяти метров. Иным вариантом розыгрыша аута является подача на ближнего игрока (Йоветича, Льяйича, Куадрадо), который придержит мяч, а после - отдаст проникающую передачу в чужую штрафную.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 8

При розыгрыше соперником штрафных игроки «Скуадры Виолы» всей командой участвуют в оборонительных действиях, выстраивая после подачи три линии (5-3-2) обороны перед воротами Вивиано. При розыгрыше оппонентом угловых во вратарской находятся два игрока, еще два располагаются ближе к углу штрафной, а четыре - в районе одиннадцатиметровой. Еще два игрока действуют за пределами площадки. Один из них располагается недалеко от углового флажка и препятствует быстрому розыгрышу, а второй действует на подборах.

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 9

После потери мяча во время розыгрыша позиционных атак большую часть работы выполняют Писарро, Борха и Ромуло. Центральные полузащитники помогают крайкам на флангах, а опорный полузащитник перекрывает центральную зону. Во время розыгрыша соперником позиционных атак Ромуло (Борха) помогает Йоветичу и Льяйичу прессинговать оппонентов на их половине поля. В центральной зоне игроки «Фиорентины» вдвоем стараются противостоять одному сопернику, который владеет мячом, на флангах же всё сводится к игре «один в один».

В центре внимания: "Фиорентина" - изображение 10

Подопечные Монтеллы выстраивают у своих ворот три линии обороны (5-3-2). Первый редут составляют Йоветич и Льяйич, второй – Борха, Писарро, Ромуло (Аквилани), третий – крайние полузащитники и центрбеки. «Скуадра Виола» использует низкую линию обороны. На линии штрафной постоянно находятся четыре игрока. Но игроки «Фиорентины» отнюдь не стараются создать численное преимущество на флангах, постоянно действуя «два в два» или «один в один». Если же соперник сосредотачивает на фланге три–четыре игрока, то тогда на помощь, скажем, Паскуалю приходит не только Борха, а Томович и Писарро.

На кроссы от вратаря соперника никто целенаправленно не выходит - каждый игрок действует зонально. Разве что партнеры иногда могут подстраховать Писарро, который не силен в верховой борьбе. Офсайдную ловушку подопечные Монтеллы используют редко, а при выполнении положения "вне игры" ошибаются еще реже. После потери мяча на чужой половине поля в оборону быстро оттягиваются пять игроков. Это зачастую помогает если не отобрать мяч, то вынудить соперника позиции пробить из-за пределов штрафной в спешке и из неудобной позиции, что значительно снижает вероятность пропустить гол. Томович и партнеры выигрывают большую часть верховых единоборств. В цифровом эквиваленте данный показатель составляет 52% за матч.

За счет чего можно переиграть «Фиорентину»? Есть несколько вариантов. Рецепт Маццарри - использовать разрывы между линиями, образовавшиеся во время перехода из атаки в оборону, и редкие позиционные ошибки центрбеков «Фиалок» во время стандартов. Рецепт Страмаччони - лишить соперника пространства на флангах, загрузив крайков оборонительной работой, а центр проходить не в пас, а с помощью скоростного дриблинга. Рецепт Земана - за счет коротких передач и целой вереницы перемещений расшатать центральную зону и заставить центральных защитников и полузащитников соперника совершать позиционные ошибки и открывать зоны. Также всегда следует помнить о стандартах, ведь игроки «Скуадры Виолы» падки к тому, чтобы совершить с пяток ненужных фолов на расстоянии примерно двадцати пяти метров от ворот Вивиано. Парадоксальным является тот факт, что игроки «Фиорентины» совершают в среднем 14,2 фола за матч - и это отличный результат. Реже нарушают правила только футболисты «Наполи», «Ромы» и «Интера».

Безусловно, Монтелла, как и всякий молодой тренер, склонен совершать ошибки. Ведь тому же Земану он проиграл тактически, а к поражению от «Пескары» привела расхлябанная игра при стандартах. Но это поправимо - ведь сейчас для Винченцо главное отладить игровую модель, по возможности попробовать наиграть состав без Йоветича, которого «Фиалки» могут продать летом, а также свести к минимуму количество позиционных ошибок во время быстрого перехода из атаки в оборону.